В 2008 году правительство Российской Федерации выпустило закон о СРО. В чистом виде законопроект является «смертью» малоэтажного индивидуального строительства. По одной простой причине: финансовые затраты, которые нужны для вступления в СРО, неподъемны для малых компаний (и особенно для ИП) — в частности, для тех, кто претворяет в жизнь проекты загородных каркасных домов, например. Крупным компаниям, занимающимся массовым возведением, такие затраты вполне по плечу. Хотя тоже не слабо ударяют по балансу предприятия. Фактически, деньги просто уходят в государство, не принося какого-либо заметного отклика, дохода.
Но.
Правительство позаботилось о малом бизнесе, как это не парадоксально. Согласно новейшим приказам и поправкам, строительством определенного перечня объектов строительства могут заниматься и индивидуальные предприниматели без СРО.
Таким образом, компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие малоэтажное строительство для физических лиц, могут не участвовать в саморегулируемых организациях строителей.
В частности, упоминаемый выше перечень допускает возведение:
Обязательно вступать в СРО нужно тем строительным организациям, проекты которых подлежат обязательной государственной экспертизе.Перепланировки в нежилых и жилых помещениях, текущий ремонт зданий и сооружений не подлежат экспертизе — что также можно добавить к вышеуказанному перечню. Для выполнения реставрационных работ вступать в СРО не нужно, но необходимо получение лицензии Росохранкультуры.
СРО, по сути — это очень эффективный механизм функционирования рыночной системы. В Россию он пришел из зарубежной практики. Внедрение данного метода между различными структурами напрямую связано с отказом от лицензирования, что подразумевает качественный переход на новый этап в системе взаимодействия государства, бизнеса, общества.
Цель создания СРО — уменьшение уровня бюрократизации российской экономики, создание новых гражданско-правовых институтов, направленных на усиление ответственности хозяйственной деятельности.
По идее, СРО должны были появляться сами в различных отраслях промышленности и бизнеса в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это бы позволило добровольно исключить необходимость контроля надзорных органов из тех областей, где их присутствие можно обозначить излишним. Наши бизнесмены-строители к такому оказались не готовы. Вступление в СРО стоило огромных денег, а первоначальный проект закона не предусматривал каких-либо поблажек для индивидуальных предпринимателей. По сути, им предстояло работать в убыток, поскольку вложения в СРО «убили» бы всю годовую прибыль.
Но государство нашло выход, на удивление бизнесменов — предоставив вполне хорошие условия функционирования, как для крупных организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Конечно, не все так гладко — но это уже совсем другая история.